Готовимся к ГИА (комментарии к заданиям)
Готовимся к ГИА.ppt.pps
Презентация Microsoft Power Point 894.0 KB

Советую прочитать следующие статьи:

Подготовка к написанию сжатого изложения


Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи исходного текста.

Основные приёмы сжатия (компрессии) текста:

I.Исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей.

II.Упрощение синтаксических структур: синонимическая замена, сокращение частей, слияние.

III.Обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее.   

I. Исключение второстепенной информации

1. Исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, вводных и уточняющих конструкций.

2. Исключение одного или нескольких предложений.

3. Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.      

4. Удаление из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

II. Упрощение синтаксических структур

1. Замена придаточного определительного синонимичным определением.

2. Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.      

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

4. Слияние двух предложений в одно.

III. Обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее.   

1. Обобщение содержания.

2. Замена ряда однородных членов обобщающим словом. 

 

 

Проверим свои знания и умения

Аудиотексты

Дополнительные материалы для подготовки к написанию сжатого изложения

Часть 1 Сжатое изложение (материалы для ознакомления)
Источник: Издательство "Экзамен"
Сжатое изложение.pps
Презентация Microsoft Power Point 366.0 KB
Часть 1 Система упражнений для подготовки написания сжатого изложения (материалы для ознакомления)
Источник: Издательство "Экзамен"
Система упражнений для подготовки написа
Презентация Microsoft Power Point 3.8 MB

Часть 2 Тест

 Задание А-1

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:  « ?»

Что должен знать ученик, выполняя задание А-1: в данном вопросе востребовано знание тем «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста»

Алгоритм выполнения задания А-1

1.     Внимательно прочитайте текст не менее двух раз.

2.     Вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ.

3.     Определите, какой из предполагаемых ответов  соответствует вопрос.

Пример выполнения задания А-1
Задание А (пример выполнения задания).do
Microsoft Word документ 267.0 KB
Пример выполнения задания А-2
Задание А-2 (пример выполнения задания с
Microsoft Word документ 270.9 KB
Пример выполнения задания А-3
Задание А-3 (пример выполнения с трениро
Microsoft Word документ 1.0 MB

Дополнительные материалы для подготовки к заданию А-3

Средства художественной выразительности в речи

 Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны.

Название

Значение термина

Примеры

метафора

 

Скрытое сравнение, в котором слово употреблено в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (в метафоре содержится только ТО, с ЧЕМ сравнивается!)

Нос корабля, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь.

Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин)

Изба – старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины. (С.Есенин)

Пустых небес прозрачное стекло…Густеет облаков волнистое руно…(Бунин)

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

эпитет

Образное, необычное определение, его смысл требует пояснения. (подсказка: обычные определения из текста удалить без сохранения смысла нельзя, а эпитеты можно!)

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (Есенин) А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер! Душу гложет чёрная тоска.

Мертвая тишина наступила после его выступления.

Петроград жил напряжённо, взволнованно, злобно, бешено.

сравнение, сравнительный оборот

Оригинальное, необычное сопоставление двух предметов или явлений (всегда есть ТО, ЧТО сравнивают, и ТО, С ЧЕМ сравнивают!)

Союзы: что, как, как будто, словно, точно.

Другие средства сравнения: похож, наподобие, подобен и др.

Сравнительная степень прилагательных: выше, красивее, зеленее, больше и т.д.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Некрасов)

Как крылья доброй птицы, обнимают полукружья колоннады Казанского собора…(Л.Казакова)

И, как ребёнок после сна, дрожит звезда в огне денницы. (Бунин)

Как градпосыпалась картечь. (Пушкин)

Её любовь к сыну была подобна безумию. (Горький)

Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.

олицетворение

Изображение неодушевлённых предметов, наделяющихся свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно?(Тютчев)

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве. (Ю.Нагибин)

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (Есенин) Россия вспрянет ото сна. Уж небо осенью дышало. (Пушкин)

фразеологизм

Устойчивые сочетания слов, лексически неделимые, целостные по значению (т.е. употребляются только как оборот речи, но не отдельными словами!)

Бить баклуши (бездельничать), водить за нос (обманывать), делать из мухи слона (преувеличивать), после дождичка в четверг (нечто несбыточное).

гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы. (В.Маяковский)

В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)

Не видел тебя целую вечность. Сто раз тебе повторять. Слёзы текут в три ручья.

литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении

Талии никак не толще бутылочной шейки. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить; мальчик с пальчик, мужичок с ноготок

Шпаргалки к заданию А 3 "Выразительные средства языка"
Мы это всё изучали, разберитесь с материалом на примерах.
Языковые средства.pdf
Adobe Acrobat документ 364.9 KB
Пример выполнения задания А-4
Задание А-4 (пример выполнения с пояснит
Microsoft Word документ 528.3 KB

Дополнительные материалы для подготовки к заданию А-4

Фонетика ( материалы для ознакомления к заданию А-4)
Источник: Издательство "Экзамен"
Задание А-4 Фонетика.pps
Презентация Microsoft Power Point 504.0 KB
Пример выполнения задания А-5
Задание А-5.docx
Microsoft Word документ 551.2 KB

ПРОВЕРЯЕМЫЕ / НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

 

Проверяемые гласные, непроизносимые согласные (проверяем – подбираем проверочное

слово: поласкать (котенка) – лАска; неизвестный – весТи),

Непроверяемые (не проверяем, смотрим словарь, запоминаем),

Чередующиеся (не проверяем, смотрим условие, учим корни наизусть).

 

Корни с чередованием

 

Условие

Корни

Примеры

Исключения

Зависит  от  суффикса –А-

за корнем

Е / И

1.–бир(а)- / -бер-

-блист(а)-/ -блест- /-блесн- блещ

-дир(а)- / -дер-

-жиг(а)- / -жег-

-мир(а)- / -мер-

-пир(а)- / -пер-

-стил(а)- / -стел-

-тир(а)- / -тер-

-чит(а)- / -чест- / -чет-

 

2.–им(а)- / -мя-

- ин(а)- / -ня

А / О

3. –кас(а)- / -кос-

 

прибИрать / прибЕру

блИстать / блЕстеть

блЕснул - блЕщет

задИрать / задЕру

выжИгать / выжЕг

замИрать / замЕреть

запИрать / запЕреть

расстИлать / стЕлить

вытИрать / вытЕреть

вычИтать / вычЕсть

 

внИмание / внЯть

замИнать / замять

 

кАсаться / кОснуться

 

 

блЕск – под ударением

 

 

 

 

 

 

 

чЕта, сочЕтание, сочЕтать

Зависит  от ударения.

 

Под ударением -  сильная позиция:

пиши,

как слышишь

А / О

1.–гар- / -гор-

(не под ударением ГОР)

2.–клан- / -клон-

(не под ударением КЛОН)

3.–твар- / -твор-

(не под ударением ТВОР)

4.–зар- /-зор-

(не под ударением ЗАР)

 

 

загА'р / загОра'ть

 

клА'няться, поклО'н, но: поклОни'ться

 

твО'рчество, твА'рь,

но: твОри'ть

зАрни'ца, зАря, зОрька, зОри,  но: зА'рево

 

 

 

 

 

 

утвАрь

 

зОревать,

зОрянка (птица)

 

Запомни!

–плав- / -плов-

 

плА'вать, поплАво'к, жук- плАвуне'ц

плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвуны, заплЫв

Зависит  от конечной согласной корня

А / О

–раст- / -ращ-/ -рос-

 

 

–скак- / -скоч-

 

 

лаг- / -лож-

 

 

раСТение, выраЩенный, подроСли

 

заскОК (под  уд.),

скаКать / выскоЧить

 

предлаГать / предлоЖить

 

росток,  рост, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль

1л. ед.ч.: заскачу (на ком-то), заскочу (к кому-то)

Зависит  от лексического значения корня

А / О

-мак- «макать» (погружать в жидкость)

-мок- «пропитываться жидкостью»

-равн- «равный, одинаковый»

-ровн- «прямой, гладкий»

 

мАкать

(блины в сметану)

промОкать (салфеткой)

 

урАвнение

 

подрОвнять

 

 

 

 

 

рАвнина, рОвесник

 

порОвну, урОвень

Пример выполнения задания А-6
Задание А-6.docx
Microsoft Word документ 399.7 KB

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

 

1. Правописание приставок, оканчивающихся на З, -С

·         Если после приставки стоит глухой согласный звук (п,  к, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ), то в приставке пишется буква С – распилить, расколоть, восстановить, бесцветный, бесхитростный, бесшовный;

·         Если после приставки стоит звонкий согласный звук (б, г, з, д, л, м, н, р, ж), то в приставке пишется буква Звозделать, разжечь, взбежать, бездарный, безмолвный, беззвёздный

ВНИМАНИЕ!

·         Приставки З не существует! Буква З входит только в часть корня: здание, здоровье, здесь, не видно ни зги.

·         Приставка С является НЕИЗМЕНЯЕМОЙ, даже если после корня стоит звонкий  согласный: Сжечь, Сшить, Сбрить, Спросить, Сделать, Стянуть, сломать, Сгонять.

При выполнении задания проверьте, есть ли в словах приставка, или буквы З, С входят в часть корня?

ВНИМАНИЕ! Если в слове есть приставка НЕ, её надо сначала убрать и лишь потом применять правило: неСгибаемый, неСбывшийся, неСкошенный, неСжатый, неСговорчивый, неСдержанный.

2. Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-

Выбор этих приставок зависит только от значения!

ПРЕ-   =очень /высшая степень качества(ПРЕнеприятный, ПРЕмиленький, синий-ПРЕсиний,

                                                                           ПРЕглупый, ПРЕмудрый)

            =пере (ПРЕрвать, ПРЕградить)

ПРИ-  приближение (ПРИехать, ПРИплыть, ПРИбежать, ПРИлететь)

            присоединение (ПРИшить, ПРИбить, ПРИвязать)

            близость / смежность, около чего-либо (ПРИморский, ПРИвокзальный, ПРИозёрский)

            неполное (незаконченное) действие (ПРИтихнуть, ПРИгнуть, ПРИболеть, ПРИумолкнуть)

3. Неизменяемые приставки: в, во, на, над, по, под, пред, раз, о, об и др. – Вбежать, ВОоружить, НАписать, НАДстроить, ПОскакать, ПОДстричь, ПРЕДложить, Оспорить, Обхитрить.

Пример выполнения задания А-7
Задание А-7.docx
Microsoft Word документ 1.3 MB
Пример выполнения задания Б-1
Задание Б-1.docx
Microsoft Word документ 435.4 KB
Пример выполнения задания Б-2
Задание Б-2.docx
Microsoft Word документ 419.5 KB
Пример выполнения задания Б-3
Задание Б-3.docx
Microsoft Word документ 730.3 KB

Дополнительные материалы для подготовки к заданию Б-3

Определение грамматической основы предложения (трудные случаи)
Источник: Издательство "Экзамен"
ЕГЭ и ГИА трудные случаи определения гра
Презентация Microsoft Power Point 436.5 KB
Пример выполнения задания Б-4
Задание Б-4.docx
Microsoft Word документ 1.1 MB
Пример выполнения задания Б-5
Задание Б-5.docx
Microsoft Word документ 1.2 MB
Пример выполнения задания Б-6
Задание Б-6.docx
Microsoft Word документ 206.4 KB
Пример выполнения задания Б-7
Задание Б-7.docx
Microsoft Word документ 1.2 MB
Пример выполнения задания Б-8
Задание Б-8.docx
Microsoft Word документ 699.6 KB
Пример выполнения задания Б-9
Задание Б-9.docx
Microsoft Word документ 828.5 KB

Тесты для проверки знаний

Часть 3 СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ на лингвистическую тему

Сочинение-рассуждение состоит из трех частей:

вступления (тезиса и аргументов),
основной части
(примеров, доказательств) и
выводов
(точка зрения самого учащегося на проблему).

Вступление должно содержать ответ на поставленную в теме проблему (то есть можно согласиться, ответив положительно, не согласиться или остаться на нейтральной позиции). Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением мысли автора сочинения.

В основной части можно приводить примеры из текста.

Вывод должен содержать итог всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису.

Практикум по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Автор: Егораева Г.Т. 2013
ГИА. Практикум по русск. Сочинение(С2)_Е
Adobe Acrobat документ 4.6 MB
КИМы как источник информационного материала для написания сочинения-рассуджения на лингвистическую тему
Автор: Егораева Г.Т.
Подготовка к написанию сочинения-рассужд
Презентация Microsoft Power Point 4.1 MB
Комментарии к цитатам
Автор:Беспалова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ №3 г. Мыски Кемеровской обл.
ГИА-2013 С2 Комментарии к цитатам.doc
Microsoft Word документ 125.0 KB

Дополнительные материалы для успешной подготовки к ГИА

http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/3663-90-obrazcov-sochineniya-rassuzhdeniya-gia-2013.html

Имя существительное
Очень кратко о части речи+ морфологический разбор. Прочитать обязательно!
Самостоятельные части речи Имя существит
Microsoft Word документ 14.6 KB
Имя прилагательное
Кратко. Есть морфологический разбор
Самостоятельные части речи Имя прилагате
Microsoft Word документ 13.9 KB
Имя числительное
Самостоятельные части речи Имя числитель
Microsoft Word документ 12.0 KB
Местоимение
Разберитесь с разрядами. Очень важно!
Самостоятельные части речи Местоимение.d
Microsoft Word документ 14.1 KB
Глагол
Повторите переходность глаголов.
Самостоятельные части речи Глагол.docx
Microsoft Word документ 13.7 KB
Причастие
Обратите внимание на тему "Образование причастий"
Самостоятельные части речи Причастие.doc
Microsoft Word документ 13.2 KB
Деепричастие
Самостоятельные части речи Деепричастие.
Microsoft Word документ 12.8 KB
Наречие
Самостоятельные части речи Наречие.docx
Microsoft Word документ 12.7 KB
Различие частиц НЕ, НИ
На эту тему будет обязательно одно задание. Разберитесь,пожалуйста, очень внимательно с темой.
Различие частиц не и ни.docx
Microsoft Word документ 14.7 KB

Кнопки интересных сайтов

Яндекс.Метрика